В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
В МБДОУ детский сад комбинированого вида №8 "Ласточка":
- 12 детей с нарушениями речи (ОНР III уровня);
-1 ребенок-инвалид c нарушением языковых и речевых функций.
Рабочая программа учителя-логопеда
Адаптированная основная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих)
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Восемь принципов инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
Статья 65 пункт 3 ФЗ -273 о родительской плате детей - инвалидов
Положение о комбинированной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 "Ласточка"
Положение о ПМПк МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 "Ласточка"
Паспорт доступности МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 "Ласточка"
Паспорт доступности Структурного подразделения - "Детский сад "Аленка"
Методические рекомендации для специалистов
"Этика общения с детьми - инвалидами"
Рекомендации для родителей
Методические рекомендации по оказанию услуг комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации